понедельник, 19 апреля 2021 г.

Проблемы самоопределения старшеклассника.

С чего начинается зрелость? Как она формируется? Эти вопросы волнуют и ребят и родителей. Как идет этот сложный процесс формирования гражданской зрелости, которая проявляется в способности выполнять ответственную роль взрослого человека во всех сферах – на производстве, в общественной жизни, в семье. Сегодня наши дети неплохо разбираются в вопросах, связанных с техникой, освоением космоса, новыми научными достижениями, они интеллектуально более развиты, чем их сверстники в прошлом. Основным условием гражданского воспитания является нравственная зрелость. Нередко говорят, что основным критерием социальной зрелости является достижение экономической самостоятельности, приобретение стабильной профессии. Выпускник с новеньким аттестатом – словно былинный витязь на распутье, с той лишь разницей, что перед ним не три дороги, а значительно больше, да перед глазами нет придорожного камня, где было бы четко написано, какие испытания ждут его на каждой из них. В юношеском возрасте каждый стоит перед выбором, но манят десятки специальностей. Многие из них очень привлекательны. Но надо выбрать одну, ту, которая максимально соответствовала бы склонностям и индивидуальности молодого человека. А этот выбор сделать не так уж легко. Часть молодых людей руководствуется принципом: лишь бы получить диплом. В стремлении к получению высшего образования есть и утилитарный подход. Люди с высшим образованием обладают определенными преимуществами в смысле общественного престижа выдвижения на руководящую работу, приобретения жизненных благ и т.п. Поэтому часть молодых людей стремится в Вуз не для того, чтобы овладеть системой знаний, а для того, чтобы хотя бы формально приобрести высшее образование. На выбор профессии влияет много факторов: ее популярность, престиж в обществе, собственная склонность человека, его интерес к данному виду деятельности, возможность творчества, уровень зарплаты и т.д. Однако на выбор профессии могут оказать влияние и другие обстоятельства – советы окружающих, пример друзей, родителей, мода на специальность, просто желание иметь диплом, безразлично какой. Много разочарований возникает в результате недостаточной осведомленности о требованиях, предъявляемых к той или иной работе. Ошибка в выборе профессии, профессиональная неудача воспринимается порой молодым человеком как жизненная катастрофа. Возникает комплекс неполноценности, неудачник теряет уважение к себе, чувствует себя несостоявшейся личностью. Наша – родителей и школы – задача состоит в том, чтобы способствовать правильному профессиональному выбору детей, помочь им советом, без упреков и натиска.

Памятка для родителей
Уважаемые мамы и папы! Выбор профессии – важное и ответственное дело вашего ребенка, в котором важнее всего – интересы самого ребенка, его склонности, способности, и только потом – семейные традиции и интересы.

1. Дайте ребенку право выбора своей будущей профессии.

2. Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии.

3. Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.

4. Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности.

5. Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами-консультантами.

6. Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.

7. Поддерживайте ребенка в осуществлении его мечты.

8. Если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это – эта ошибка не фатальна.

9. Если ваш ребенок проявляет интерес к профессии, поддержите его с помощью литературы, занятия в кружках и т.д.

10. Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей!

Советы подростка своим родителям
Не бойтесь быть твердыми со мной: это поможет мне определить свое место
Не заставляйте меня чувствовать себя глупее, слабее и хуже, чем я есть на самом деле, иначе я стану таким
Не делайте то, что я могу сделать сам
Не показывайте мне своего страха за меня, иначе я вырасту трусом – покажите мне, что такое мужество
Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить, чтобы не пошатнуть мою веру в вас
Не вымещайте на мне свое плохое настроение: вам лучше от этого не станет, а наши отношения пострадают
Не читайте мне наставления и нотации: я уже знаю, что такое хорошо и что такое плохо
Не бойтесь признаваться в своих ошибках и своей слабости: я люблю вас не за силу и непогрешимость, а потому, что вы – мои родители
Не верьте, когда я говорю вам обидные слова – это говорит моя детская обида, лучше разберитесь вместе со мной, в чем дело
Не ставьте мне условий, которые я не в состоянии принять
Не делайте мне замечания в присутствии посторонних: рискуете получить в ответ обиду и раздражение
Не отмахивайтесь от моих вопросов, чтобы мне не пришлось искать ответы у других людей
Не беспокойтесь, что мы проводим вместе мало времени: важнее то, как мы его проводим
Не обижайтесь, если в какой-то момент мнение друзей для меня важнее, чем ваше – это временно
Не сравнивайте меня с другими: любите меня со всеми недостатками и слабостями

Комментариев нет:

Отправить комментарий