понедельник, 25 января 2021 г.

Воспитание в семье уважения к закону, развитие гражданственности и патриотизма

Сегодня мы постараемся разобраться, как же мы воспитываем своих дорогих детей и  что же такое гражданское воспитание?

Многие помнят знаменитую фразу Владимира Маяковского о том, что человек может не быть поэтом, но гражданином быть обязан. В настоящее время извечные ценности стали уходить на второй план, поэтому эта проблема встаёт особенно остро. Гражданское воспитание школьников подразумевает прививание детям интернациональных, патриотических чувств, знакомство с правовой, нравственной культурой.
Это и собственное достоинство, внутренняя дисциплинированность, доверие и уважение к государству, другим гражданам. Значение гражданственности трудно переоценить, ведь это важный духовно-нравственный фактор, который призван сохранять общественную стабильность, безопасность и независимость государства....

В чем же особенности школьного гражданского воспитания?
Наши усилия в школе направлены на социализацию личности. Повышение у ученика чувства ответственности, формирование активной жизненной позиции, патриотизма. Мы должны способствовать неприятию норм поведения, являющихся антиобщественными. Стараемся сформировать патриотические чувства, чувства гордости за свою страну. Прививая школьникам любовь к окружающему миру, природе, способствуем закладыванию основ экологической культуры. А также формируем активную гражданскую позицию посредством школьного самоуправления....

Чтобы работа по развитию у ребёнка гражданского самосознания была более эффективной, оно должно прививаться и дома.
Воспитание гражданина начинается в семье. У родителей учится ребенок заинтересованному, активному, деятельному отношению к жизни, подлинно гражданскому поведению. Главный фактор успешного воспитания наших детей – это мы сами, наше гражданское поведение, наша сознательность и ответственность. 
Сегодня, как никогда, подросткам нужно раскрывать идеал гражданина, воспитывать у них гражданские чувства, объяснять, в чем суть гражданственности сегодня. Воспитание гражданственности основывается на формировании мировоззрения. На взгляды, идейные убеждения подростков огромное влияние оказывает все то, что ребенок видит и слышит вне школы, особенно дома. В каждой ли семье он находит всегда и во всем подтверждение тому, что внушается школой? Взрослые призваны заинтересовать школьников чтением газет, новостных порталов, для детей должно стать потребностью быть всегда в курсе событий жизни. При правильных отношениях с детьми ребенок именно к родителям обращается со всеми вопросами, с которыми постесняется обратиться в школе, опасаясь выдать свое незнание, непонимание. Надо уметь дать убедительные ответы на эти вопросы. При этом нельзя забывать, что дети усваивают только то, что сказано нами искренне, от всего сердца. Но родители тоже растеряны. Они привыкли жить в обстоятельствах, когда плюсы или минусы расставлены раз и навсегда. Когда обо всех исторических деятелях и писателях раз и навсегда сказано, кто вреден, а кто полезен. А теперь каждый номер газеты, журнала, сведения в интернете приносят все новые и новые, подчас разноречивые сведения об этих людях. Как же быть родителям? Единственный сегодня путь к детям – думать вместе с ними. Думать, не боясь признаться в том, что не все понял и не все пока принял. Думать, потому что без этого не двинешься дальше. Мы обязаны осознать смысл понятия «гражданин», тоже оболганного и униженного вбитым в нас представлением, будто бы гражданское поведение исчерпывается повиновением, безусловным послушанием и согласием с командами, которые подаются сверху.

Гражданин – это сплав знания, ума и совести. Утрата хотя бы одного из этих слагаемых делает в сущности невозможным гражданский образ мыслей и поступков.

Пагубное влияние на сознание детей оказывают и те взрослые, которые часто выражают вслух в минуту раздражения или усталости неудовольствие по поводу каких-либо временных трудностей в нашей жизни, передают услышанные где-то обывательские слухи. Эти разговоры опасны для школьников, не имеющих еще твердых взглядов и убеждений, потому что они заражают их душу ядом сомнения, неверия, прививают пренебрежительное отношение ко всему, что делает человека выше, сильнее, благороднее. Взрослый, говорящий о наших недостатках со злорадством, а не с позиции человека, который тоже несет ответственность за имеющиеся недостатки, прививает и детям иждивенческие, не гражданские взгляды и чувства. Важно сейчас не оставить наших подростков один на один со сложной действительностью, не отгораживаться от них, а вместе с ними искать истину, осознавать объективность общечеловеческих ценностей, их доминирующую роль в развитии человеческих отношений.

Гражданин начинается с малого:
· сказать правду в глаза, когда удобнее промолчать,
· открыто высказать свою точку зрения,
· вступиться за слабого,
· не уйти от ответственности за порученное тебе дело.

Это все требует мужества. Если ребенок нашел в себе решимость сказать сверстнику: «Ты говоришь неправду», «Ты поступил нечестно», это уже гражданский поступок. Только совершая такие поступки, ребенок может вырасти принципиальным, непримиримым к фальши и равнодушию. Все родители учат своего ребенка, как и в каких случаях необходимо проявить активность. Но бывает, что, боясь за своего ребенка, мы растим его чрезмерно осторожным. Он в результате вырастает вялым, безынициативным и трусливым приспособленцем.

Надо иметь в виду, что подросток ищет себя, думает, имеет право на ошибку, на свое место и позицию. Пусть ищет, думает, ошибается, но находит свой собственный путь в этот мир, лишь бы он был осознан, прочувствован, выстрадан, нес заряд гуманизма, помогал жить.

Родители должны работать над принятием детьми универсальных, общечеловеческих ценностей, над уважением их к человеческой жизни.

Как известно, понятие «Родина» имеет несколько значений: это и великая страна с великой историей, это и тот клочок земли, где ты родился и рос, где находятся могилы твоих предков, где ты познал первые радости и неудачи. Тема малой родины является очень продуктивной для патриотического воспитания. Начинать можно с близкого и конкретного, с того, что окружает ребенка ежедневно, чего он порой даже не замечает. Нас беспокоит небрежение памятью своего рода, заслугами отцов и дедов. Мы замечаем снижение интереса к прошлому своих городов и сел, невнимание к памятникам истории и культуры. В семье необходимо культивировать уважение к семейным реликвиям, собирать и хранить солдатские письма, знать свою родословную. Важно проводить беседы об истории города, показывать памятные места, знакомить с достопримечательностями, ведь знание родного города – важное средство гражданского воспитания.

Настоящий патриотизм неразрывно связан с уважением к другим народам, к их обычаям, быту, культуре, национальным традициям. Национальная ограниченность, национальное высокомерие, шовинизм чужды истинному патриоту.

Педагогический коллектив школы, каждый родитель должен готовить подрастающее поколение к выполнению гражданских функций по отношению к государству, семье, труду и личной, частной и общественной собственности.

Памятка для родителей
1. Если вы хотите вырастить ребенка достойным человеком и гражданином, не говорите дурно о стране, в которой живете.
2. Рассказывайте своему ребенку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью.
3. Знакомьте своего ребенка с памятными и историческими местами своей Родины.
4. Помните, что чем больше вы будете выражать недовольство каждым прожитым днем, тем больше пессимизма, недовольства жизнью будет выражать ваш ребенок.
5. Когда вы общаетесь со своим ребенком, пытайтесь не только оценивать его учебные и психологические проблемы, но и позитивные моменты его жизни (кто ему помогает и поддерживает, с кем бы он хотел подружиться и почему, какие интересные моменты были на уроках и после них).
6. Поддерживайте у ребенка стремление показать себя с позитивной стороны, никогда не говорите ему такие слова и выражения «Не высовывайся!», «Сиди тихо!», «Не проявляй инициативу, она наказуема!» и т. д.
7. Смотрите с ним передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших страну, в которой вы живете, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.
8. Не взращивайте в своем ребенке равнодушие, оно обернется против вас.
9. Как можно раньше откройте в своем ребенке умение проявлять позитивные эмоции, они станут вашей надеждой в старости.
Материал с сайта http://www.rub-rpc.ru  

Комментариев нет:

Отправить комментарий