среда, 23 сентября 2020 г.

«Инновационные средства передвижения, проблемы и причины детского дорожно-транспортного травматизма»

 

Итак, тема нашего собрания сегодня — «Инновационные средства передвижения, проблемы и причины детского дорожно-транспортного травматизма».

За последние несколько лет значительно возросло количество разнообразных средств передвижения. Если раньше были автомобили, мотоциклы, велосипеды, самокаты, ролики и еще несколько других транспортных средств, то сегодня перечень средств передвижения невероятно обширен. Причем постоянно появляются их новые модификации. Монобайки, сегвеи, лонгборды, джамперы, гироскутеры, электросамокаты — это лишь малая часть современных устройств, позволяющих их владельцам достаточно быстро передвигаться по городу.

Безусловно, все они являются участниками дорожного движения. Участник дорожного движения — лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства. В п. 1.5 Правил дорожного движения говорится: «Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда».

Правила для пешеходов, автомобилистов, мотоциклистов и велосипедистов изложены очень детально, что же касается участников дорожного движения, использующих инновационные технологии, то в настоящее время не предусмотрено определение данных средств передвижения и лиц, их использующих, как участников движения, нет регламентации того, каким образом должно осуществляться движение на подобных средствах, а также возрастных ограничений.

Однако количество случаев травмирования и наездов на пешеходов стало поводом для нашего собрания сегодня.

Сегвейнаиболее популярный современный вид городского транспорта, который уже давно признан в Западной Европе. Конструкция его проста: удобная платформа и два колеса. Что касается преимуществ, то они бесспорны. В частности, на сегвее можно комфортно кататься по пешеходной зоне, навсегда позабыв о пробках. С точки зрения технических характеристик, сегвей является своеобразным электрическим самобалансирующимся скутером. Его платформа балансирует автоматически при смене положения корпуса: наклон вперед служит импульсом для движения. Для сброса скорости достаточно отклонить корпус в противоположную сторону. Остановка и задний ход происходят также при наклоне корпуса к себе. Скорость сегвея — до 50 км/ч., а его масса может достигать 45 кг. При полной зарядке батареи можно проехать около 40 км.

Гироскутерэто тот же сегвей, только без руля. Отсутствие рулевой коробки делает этот вид транспорта более легким, мобильным. Вес устройства не превышает 12 кг. Максимальная скорость, которую можно развить, — 15 км/ч.Моноколесо — тот же гироскутер, только с одним колесом. Балансом моноколеса управляют датчики наклона и гироскопы, расположенные в самом колесе. Главное условие, необходимое при его управлении, — умение держать равновесие. Максимальная скорость — до 15 км/ч. Вес не превышает 10 кг.  Это единственное транспортное средство из представленных, которое в сложенном состоянии можно переносить в сумке. Моноколесо способствует тренировке координации тела. Именно поэтому начинающим монобайкерам лучше кататься в шлеме и наколенниках. Да и популярно это современное средство передвижения в основном у подростков.

С учетом характеристик новейших средств передвижения становится очевидно, что они относятся к механическим средствам, которые приводятся в движение именно двигателем.

Но для того чтобы считаться транспортом, у этих устройств нет паспорта транспортного средства, а значит фактически они представляют собой спортинвентарь, причем такой же, как, например, питбайки (разновидность мини-мотоцикла).

Таким образом, получается, что передвигающееся на самокате или электросамокате, гироскутере, сегвее и моноколесе лицо практически приравнивается к пешеходу. ПДД устанавливают зоны, где пешеход может передвигаться, а именно: по тротуару, пешеходной дорожке, обочине проезжей части (при отсутствии тротуара или дорожки, предназначенной для пешеходов).

Однако такой «пешеход», двигающийся со скоростью 15 км/ч в час, при столкновении с другим пешеходом или при падении со своего средства передвижения может причинить себе увечье. Поэтому в первую очередь необходимо подумать о средствах защиты: наколенниках, налокотниках и шлемах.

Кроме того, важно помнить, что эти технические средства предназначены исключительно для личного активного отдыха вне проезжей части дорог. Поэтому необходимо четко определить места для катания — это могут быть закрытые площадки, школьные стадионы, парки, т. е. те места, куда ограничен въезд автомобилям.

Согласно статистике Госавтоинспекции МВД России, с начала 2018 года на территории России произошло примерно 33 600 наездов на пеших граждан. Из них 19 600 аварий (свыше 58%) случились по вине автомобилистов.

Всего в 2018 году зарегистрировано 168 099 (–0,8%) происшествий, в которых погибли 18 214 (–4,6%) и были ранены 214 853 (–0,2%) человека.

 Состояние аварийности с участием несовершеннолетних по-прежнему остается острой проблемой для нашей страны. Несмотря на уменьшение числа погибших на 11,9% (628), зарегистрирован рост количества таких происшествий на 1,8% (19 930) и числа раненых — на 2,8% (21 718).

Более десятой части происшествий (11,3%, 2262) с пострадавшими детьми — это ДТП с несовершеннолетними, управлявшими ТС1.

Почти три четверти (72,4%) таких ДТП произошло с детьми-велосипедистами, в 25,1% случаев участниками ДТП стали дети-водители мототранспорта, а в 2,5 % случаев — автотранспорта.

С участием юных велосипедистов зарегистрировано 1637 (+6,3%) ДТП, в которых 33 (+3,1%) ребенка погибли и 1606 (+6,1%) детей получили ранения.

Наиболее часто участниками ДТП становились дети в возрасте от 8 до 15 лет (84,2%). Увеличилось количество происшествий с участием юных велосипедистов в возрасте до 13 лет (198 (+7%) ДТП). В них погибло 4 (+100%) ребенка, а 194 (+6%) получили ранения. Также в 183 (+9,6%) аналогичных ДТП с участием детей в возрасте 11 лет 4 (+33,3%) ребенка погибли и 180 (+9,8%) ранены. Максимальное количество происшествий, а также число погибших и раненных в них детей, произошло с юными велосипедистами в возрасте 13 лет (198 (+7%) ДТП, 4 (+100%) погибли и 194 (+6%) ранены), а также с детьми в возрасте 11 лет (183 (+9,6%) ДТП, 4 (+33,3%) погибли и 180 (+9,8%) ранены).

Более половины (61,5%, 1007) ДТП с детьми-велосипедистами связаны с нарушениями, допущенными со стороны детей, причем отмечено увеличение на 3,9% количества ДТП, на 5% (21) — числа погибших и на 3,8% (987) — раненных в них детей.

Устойчивый рост количества ДТП с участием детей-велосипедистов начинается с 13:00 и продолжается вплоть до 21:00 — 80,4% (1316 ДТП), с максимальными значениями аварийности в период с 16:00 до 20:00 — 50,6% (829 ДТП).

Вызывает озабоченность рост количества происшествий на 10,2% (625) и числа раненых — на 12,5% (610) с участием детей водителей механических транспортных средств. В таких ДТП погиб 21 (–19,2%) ребенок.

Увеличилось на 18,7% (311) количество происшествий и на 21,1% (304) число раненых детей водителей мопедов и приравненных к ним ТС.

По итогам 6 месяцев 2019 года зарегистрировано 8795 (+2,5%) ДТП с участием детей и подростков в возрасте до 16 лет, в результате которых 233 (–6,4%) ребенка погибли и 9523 (+2,6%) ребенка получили ранения.

Вызывает тревогу рост аварийности с детьми, управлявшими транспортными средствами, которые составляют 13,2% от всех происшествий с участием детей (1161 (+15,4%) ДТП, 26 (+23,8%) погибли, 1143 (+15,5%) ранены).

ДТП с детьми-велосипедистами составили 9,9% от всех происшествий с участием детей. При этом возросли все показатели: количество ДТП увеличилось на 14,8% (875), число погибших — на 7,7% (14), число раненых — на 15,2% (865). Вместе с этим 61,5% ДТП с детьми-велосипедистами связаны с собственной неосторожностью детей (отмечено увеличение на 15,7% (538) количества ДТП, на 12,5% (9) — числа погибших и на 15,9% (531) — числа раненных в них детей).

Почти все такие происшествия — 96,2% (842, +16,0%) — совершены в городах и населенных пунктах (из них 19,2% (162, +19,1%) в населенных пунктах сельского типа), а 23,4% (197, +29,6%) — именно на пешеходных переходах.

Наиболее часто участниками ДТП становились дети-велосипедисты в возрасте 11–12 лет. Максимальное количество происшествий совершено в период с 17:00 до 20:00 часов. Самый «аварийный» день недели — понедельник (вместе с тем высокие показатели аварийности отмечаются на протяжении всей недели, за исключением вторника и воскресенья).

Дети, управлявшие мототранспортом (в том числе мопедами и приравненными к ним транспортными средствами), стали участниками 234 (+17,0%) ДТП, в которых 10 (+66,7%) детей погибли и 226 (+15,3%) детей получили ранения. Причиной 73,9% таких происшествий стала собственная неосторожность детей.

Уважаемые родители, для многих ребят велосипед, мопед, скутер, гироскутер, моноколесо и др. подобные средства передвижения являются предметом мечтания. Поэтому, прежде чем воплотить мечту подростка в реальность, вам следует задуматься, где же ваш ребенок будет управлять своим транспортным средством? Есть ли поблизости стадион, парк, велосипедные дорожки?

В то же время следует учитывать, что дети, получив свое транспортное средство и имея возможность покинуть район притяжения, в любой момент могут отправиться к другу или однокласснику в другой район. При этом, оказавшись в потоке транспорта на проезжей части, даже подготовленный человек в первые минуты движения может с трудом ориентироваться, а подросток зачастую даже не знает, как ему правильно двигаться по проезжей части, он может растеряться, запаниковать и поступить не так, как ожидают от него другие участники дорожного движения, соблюдающие Правила дорожного движения. Именно такие обстоятельства чаще всего способствуют совершению дорожно-транспортного происшествия.

К тому же велосипед, мопед, скутер, гироскутер, моноколесо — это самые незащищенные виды транспортных средств, и даже незначительные столкновения, а иногда и просто падение, могут повлечь за собой серьезные последствия. Приобретая их, необходимо позаботиться о дополнительных средствах защиты — шлемах, налокотниках, наколенниках, перчатках.

 Госавтоинспекцией МВД России разработаны рекомендации по соблюдению мер безопасности при управлении сегвеями, гироскутерами, моноколесами и электросамокатами.

1. При использовании указанных средств передвижения необходимо руководствоваться теми же правилами и правовыми нормами, что и для пешеходов.

2. Кататься на данных устройствах рекомендуется в защитном шлеме, налокотниках и наколенниках — это обезопасит при возможном падении. Кроме того, важно помнить, что все вышеуказанные современные средства передвижения предназначены исключительно для личного активного отдыха вне проезжей части дорог.

3. Максимальная скорость гироскутера ограничена 10–12 км/ч, при которых возможно сохранение равновесия. При выходе за эти пределы может произойти падение и, как следствие, получение травмы.

4. Следует выбирать подходящую площадку для катания, использовать защитную экипировку.

5. Необходимо соблюдать осторожность и Правила дорожного движения, не мешать окружающим.

6. Нужно сохранять хороший обзор по курсу движения, не пользоваться мобильным телефоном или другими гаджетами.

7. Необходимо сохранять безопасную скорость, следить за своей безопасностью, останавливать средства плавно и аккуратно.

8. Нельзя использовать средства при недостаточной освещенности и в узких пространствах, а также в местах, где много помех и препятствий.

9. Необходимо сохранять безопасную дистанцию до пешеходов, любых объектов и предметов во избежание столкновений.

10. Категорически запрещается использовать сегвеи, гироскутеры, моноколеса и электросамокаты на высокоскоростных и прочих трассах, предназначенных для движения автомобилей или общественного транспорта, а также в состоянии опьянения и под действием любых препаратов, способных замедлить реакцию.

При покупке такого средства передвижения подростку родителям необходимо обязательно учесть его психофизиологические особенности, выбрать подходящую площадку для катания, объяснить, почему нельзя использовать мобильный телефон, а тем более слушать музыку в наушниках при движении.

За нарушение ПДД лица, управляющие инновационными средствами передвижения, будут нести ответственность в соответствии со ст. 12.29 КоАП РФ «Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения», а именно: предупреждение или наложение административного штрафа в размере до тысячи рублей.


Комментариев нет:

Отправить комментарий